у колокольчиков, взаимодействующий со
следующим е у первой
скрипки.
Таким образом на протяжении первых трех тактов задействованы (без повторения)
все 12 тонов. Этот же принцип заполнения до 12 тонов будет сохраняться на всем протяжении пьесы.
Большое значение для плавного течения пьесы имеет скрытая полифония.
Это скрытое движение по секундам (чаще малым), образующимся на расстоянии или
непосредственно. Рассмотрим это опять на примере первых трех тактов.
Первая
линия – e es (т.1
у кларнета) f fis (у
флейты, подхватываемой виолончелью; тт. 2 и 3).
Вторая линия – h c (т.
1 у флейты) cis (у фортепиано в т. 2).
Третья линия – as (т.1 у флейты) ais h (у второй
скрипки; тт. 3 и 4).
Подобные линии можно проследить при внимательном
рассмотрении почти на всех участках партитуры.
Тональные признаки
проявляются в двух основных направлениях: первое — формирование
структур близких по своему составу к структурам позднеромантической
тональности. Второе - аллюзии на функциональные взаимоотношения между
аккордами. Второй тематический блок в начале сочинения может быть представлен в
виде малого мажорного квинтсекстаккорда с повышенной квинтой a es f cis. При помощи
обращений, совмещений с другими структурами и, наконец, при помощи
инструментовки (выделение одних тонов и нивелирование других), можно получать
новые структуры, фонически близкие к позднеромантичсским.
Ритмика этой пьесы базируется
на принципе нерегулярности. На всем протяжении формы происходит непрерывное
чередование ритмических комбинаций в рамках триолей, квартолей и квинтолей,
совпадающих по вертикали у всех инструментов ансамбля.
Остается упомянуть о приеме
тембровой модуляции от звуковысотных инструментов к незвуковысотным ударным или
ударным приемам игры на звуковысотных инструментах и наоборот. Эти модуляции
осуществляются при помощи различных приемов
звукоизвлечения на звуковысотных инструментах, извлекающих полузвуковысотные — полуударные
звуки (после кульминации в ц. 29). Например, pizzicato, col legno у струнных, slap и игра на клапанах у духовых, а также игра смычком по
краю тарелок и кротали в
сочетании с высокими флажолетами у струнных и аккордами у духовых.