Э.В. Денисов - воспоминания и впечатления
-
Мое первое знакомство с
Эдисоном Васильевичем Денисовым состоялось летом 1988 года в Доме
творчества «Руза». Мы с Александром Щетинским, Романом Якубом, Александром
Гринбергом и Александром Гугелем собирались тогда организовать выпуск
независимого журнала о современной музыке и решили в самом начале номера
поместить большое интервью с Эдисоном Васильевичем. Заранее договорившись о
встрече, мы вместе с Романом Якубом (композитором, живущим с 1991 года в
США) пришли к нему на дачу. Он принял нас у себя в кабинете. Включив
магнитофон, мы стали задавать вопросы. Меня удивило с какой серьезностью и
обстоятельностью он отвечал на каждый наш вопрос. Несмотря на то, что каждый
из его ответов выходил за рамки поставленного вопроса, в них совершенно не
было пустых мест, хотя были спорные для меня тогда суждения. Интервью
продолжалось около двух часов и закончилось небольшой дискуссией, которую
Эдисон Васильевич позволил себе с молодыми и еще совершенно незнакомыми ему
людьми. В конце встречи мы договорились придти к нему еще раз на следующий
день, чтобы показать свои сочинения.
- Первым показывал
свои опусы Роман Якуб. После прослушивания его Духового квинтета, в полной
тишине, перелистнув еще раз несколько страниц партитуры, он сказал: «Да,
(пауза) Вы — композитор». И опять на какое-то время замолчал, после чего
сделал несколько замечаний, касающихся в основном нотации и специальных
обозначений. Потом он прослушал второе сочинение Романа — «Фонополис»,
которое он довольно долго критиковал, в первую очередь, с эстетических
позиций, но также затрагивал и чисто технические проблемы. Я был тогда не
совсем с ним согласен, хотя то, что он говорил, было для меня очень
интересным и новым, и многое из сказанного им Роману я впоследствии стал
относить и к собственному творчеству.
-
После этого я показывал два своих сочинения.
Первым было «Приближение к Юпитеру» для струнного трио и фортепиано.
Денисов, листая партитуру и что-то про себя приговаривая, как бы ведя
внутренний диалог с самим собой, спросил меня: «А Вы вообще-то любите
обходиться малыми средствами? И стараетесь выжимать из них всё, что
возможно? Вам это нравится, да? Так, понятно». Он приговаривал это не
столько для того, чтобы получить мой ответ, а скорее так, для себя. После
чего без всяких оценок он попросил меня показать еще что-нибудь. Я сыграл
как мог (поскольку очень волновался, и пальцы у меня не попадали на нужные
клавиши) свой фортепианный цикл «Состояния» из четырех пьес. Денисов
спросил меня: «Вам нравится Скрябин?». Я ответил, что нравится. «А
Дебюсси?». Я опять ответил утвердительно. Через некоторое время он опять,
как бы мимоходом, спросил: «А почему все четыре пьесы заканчиваются
восходящим ходом на diminuendo). Я
ответил, что это сделано сознательно, чтобы подчеркнуть целостность и
нивелировать традиционный в таких случаях циклический контраст между
пьесами, сделать что-то среднее между четырьмя пьесами и четырьмя разделами
одной пьесы. Он промолчал и, неожиданно для меня, после небольшой паузы
заметил, что в четвертой пьесе нужно поменять ритм (пьеса была написана
ровными восьмыми и четвертями). Поскольку подобная ритмическая организация
присутствует во второй пьесе и частично в третьей, то будет хорошо
перекинуть мост между первой и четвертой пьесами. И сделать это лучше всего
при помощи ритма. Изменив ритмический рисунок в четвертой пьесе, я сразу
увидел, как всё встало на свои места и понял, насколько тонко и точно
Денисов видит партитуру, понимает каждую деталь, знает, почему ты написал
так, а не иначе, сразу может указать на проблему данного сочинения, на
нерешенную или не до конца решенную задачу, точно попасть в болевую точку и
подсказать возможные варианты решения. Хотя делал он это неохотно и не со
всеми. То ли потому, что ему не хотелось кого-то огорчать, с кем-то из
старших коллег не хотелось портить отношения или он считал свои замечания
бесполезными для данного человека. Чаще всего он ограничивался дежурным:
«Очень хорошее сочинение (исполнение)».
-
Мне несколько раз приходилось наблюдать уроки
Денисова по инструментовке в консерватории. Почти со всеми студентами он
занимался по-разному. Одним он что-то подробно объяснял, рекомендовал
посмотреть какую-нибудь партитуру, рассказывал об оркестровых стилях.
Некоторым он просто пояснял, какую линию или фигурацию лучше поручить тому
или иному инструменту. Иногда он даже сам мог сделать какой-то отрывок,
чтобы показать, как это можно (и нужно) было бы сделать. (На мой взгляд
очень интересный и плодотворный способ научить инструментовать, хотя,
разумеется, не всегда и не со всеми студентами.) Но были случаи, когда он
почти не занимался, точнее сказать не хотел заниматься. Это было, видимо, с
не очень симпатичными ему людьми. Помню, как одному из студентов он
порекомендовал поручить солирующий голос гобою в высоком регистре. Студент
строптиво ответил, что не хочет, чтобы гобой так долго «пищал» наверху. На
что Эдисон Васильевич, выдержав паузу, заметил ему мимоходом: «Гобой даже в
высоком регистре никогда не пищит у того, кто слышит, как он выразительно
играет». Или случай с одним из иностранных студентов, когда просматривая
партитуру, Эдисон Васильевич спросил у него: «А почему у Вас фагот не играет
в тутти? Все инструменты играют, а фагот нет?». Студент ответил, что фагот
всё равно не будет слышен. Тут Эдисон Васильевич неожиданно заметил ему, что
он ставит фаготиста в неловкое положение, поскольку, когда все инструменты
играют, а фагот нет, публика может подумать, что фаготист просто отлынивает
от работы или у него что-то случилось с инструментом. Студент недоуменно
посмотрел на Денисова, а Эдисон Васильевич, закрыв партитуру и еще раз
посоветовав ему вписать партию фагота в партитуру, закончил урок. Мне тогда
это показалось странным. Я думал, что стоит объяснить студенту, что
существует понятие плотности оркестрового звучания, что, несмотря на то,
что деревянные духовые в среднем регистре в сочетании с медными не будут
слышны, суммарное тембровое звучание духовой группы будет совсем другим,
чем если бы играли только медные и т. д. Но сейчас я стал думать, что
Эдисон Васильевич тогда, возможно, был прав.
- Он и по композиции
занимался таким же образом. У него не было какой-то особой системы или
методики преподавания ни композиции, ни инструментовки, ни чего-либо
другого. Одни короткие замечания или даже междометия, которые нужно было
вовремя поймать. Но для меня они стоили намного больше любого, пусть даже
идеально методически выстроенного курса, потому что это были замечания
мастера, прекрасно понимающего все твои композиторские проблемы и видящего,
как ты их стараешься решить в данном сочинении.
- Помню, как однажды
мы с Александром Щетинским пришли к нему в консерваторию, чтобы показать
свои новые сочинения. Послушав пьесу Саши и сделав несколько небольших
замечаний, он сказал ему: «Саша, вот это уже настоящий уровень, теперь
держите его». И обращаясь то ли к нему, то ли к нам обоим добавил: «Всегда,
что бы вы не писали, нужно стараться держать уровень, это самое главное».
- Несмотря на
некоторую резкость и категоричность в оценках, Денисов старался никого не
обижать. Он как-то особенно мягко давал понять, что ты говоришь глупость,
что на него невозможно было обидеться. Например, я показывал ему свое
довольно слабое сочинение и сам заметил, что в одном месте тремоло у
струнных — почти как у Пуччини. На что Эдисон Васильевич дружелюбно ответил:
«Если бы, как у Пуччини — это было бы замечательно!». Я показывал ему
практически все свои сочинения с 1998 года и каждый раз учился у него
чему-то новому.
- Несмотря на свою
кипучую натуру и природное свойство развивать бурную деятельность,
отстаивать хороших, на его взгляд, композиторов, помогать молодым, не
сгибаться перед об¬стоятельствами, а иногда, если нужно, идти напролом,
Эдисон Васильевич удивительным образом оставался очень мягким, ра¬нимым и,
что многим, возможно, покажется странным, очень одиноким человеком —
качество, неизбежно присущее любому большому художнику. Почти всегда, даже
когда он улыбался, у него было печальное выражение глаз. Для меня это,
наверное, самая важная из черт его облика, которую, несмотря на все уси¬лия,
ему не удавалось скрыть. Эта черта является и неотъемле¬мой частью его
музыки — тонкой, изысканно-прихотливой и вместе с тем открытой и искренней,
такой, каков был он сам и каким он останется в моей памяти.
- Список сочинений
-
- Главная страница