К счастью всегда находится несколько музыкантов, и что
особенно важно, дирижёров, которые, не боясь кривотолков, включают в программы
своих концертов наряду с классикой и произведения современных авторов. В своё
время одним из таких дирижёров был Геннадий Николаевич Рождественский,
благодаря которому мы узнали многих современных, в особенности отечественных,
композиторов. Так же нельзя не вспомнить и Александра Лазарева, регулярно
исполнявшего современную музыку с ансамблем солистов Большого Театра. В Украине
такой фигурой был Игорь Блажков. Сейчас, похоже, это нелёгкое дело продолжает
блестящий, и не побоюсь этого слова, которое употребляю крайне редко, возможно,
гениальный молодой дирижёр Теодор Курентзис, включающий в свои программы и
классику двадцатого века, и совсем современную музыку. Это и отдельные
музыканты – инструменталисты, такие как, например, Александр Загоринский, не
просто регулярно исполняющий новую музыку, но и как преподаватель серьёзно
занимающийся внедрением классики двадцатого века и современной музыки в учебный
репертуар. Это и великолепный фаготист, музыкант с большой буквы Валерий
Сергеевич Попов, активнейший исполнитель и пропагандист новой музыки, человек,
благодаря которому фагот в России перестал быть только лишь оркестровым
инструментом. Специально для него написана масса сольной и камерной музыки,
какая то часть из которой наверняка со временем войдёт в общепризнанный
фаготовый репертуар, а возможно и в большую музыку.
Подводя итог своим
воспоминаниям и рассуждениям, хочется сделать то, чего многие люди делать не
любят – попытаться посмотреть на прожитое время с большего расстояния, как бы
птичьего полёта, то есть с того времени, в котором нас всех уже не будет. Вот
интересно, кого тогда будут интересовать проблемы становлений и взаимоотношений
композиторских поколений в конце двадцатого, начале двадцать первого века?
Кого-то конечно будут. Всегда находятся люди, которым необходимо что-то
восстановить в истории, что-то уточнить, что-то систематизировать. Но вряд ли
этим заинтересуются многие. Вот, например, что мы сейчас сразу, без подготовки,
можем сказать о взаимоотношениях Валерия Брюсова и Константина Бальмонта или
Ивана Бунина с Александром Блоком, или о том, к какому поколению поэтов они
сами себя относили? Но зато многие смогут без подготовки что-то вспомнить из их
поэзии, и может быть, даже, что-то процитировать.
И сразу же встаёт
острый, как кинжал, для каждого композитора вопрос -
а смогут ли тебя процитировать или даже
вспомнить через сто лет? Вот ведь ещё почему, мне кажется, так любил и так
волновался Эдисон Васильевич Денисов, когда его музыку играли в филармонических
концертах вместе с Бахом и Бетховеном. Я думаю, что это и есть тот самый
главный вопрос и та самая главная задача композитора (да и не только
композитора) – приложить максимум усилий к тому, чтобы не только повысить
количество исполнений собственной музыки в год, пробиться на телевидение и
радио, получить престижные заказы, стать модным, а изо всех сил постараться
добиться немного большего - привнести по возможности в этот мир хоть
немного красоты и гармонии, отстаивая тем самым своё право быть и называться
композитором.